Рисование в школе

Рисование: оказывается, это не узор в квадрате, а окно в мир. По-старому работать уже нельзя! Раньше ставили перед детьми бидон и говорили рисуйте. В лучшем случае получали сорок бидонов, а человека, личности ребенка не видели. Не развивали ее.

Экспериментальная программа дает самое главное заставляет ребенка осмыслить жизнь вокруг себя, найти свое место, воспитывает активную жизненную позицию, о которой сейчас много говорится. Программа, исключает формализм в работе. От простого к сложному, это бесконечное движение вперед. Ныне действующая программа уроков рисования чрезвычайно засушена, не оставляет места для эмоций, не развивает в ребенке интереса к искусству.

Раньше учитель мог половику заданий пропустить, лишь бы в журнале записать их, ничего не изменилось бы. Как угодно переставляй задания, сокращай и урезай никакой разницы, потому что связи между ними нет.

В семидесятые годы начался большой разговор об эстетическом воспитании молодежи. И школа, естественно, была названа плацдармом для него. Вот тут и заметили, что часы, отведенные на изобразительное искусство, используются непродуктивно, несут нам больше потерь, чем приобретений.

Школа могла бы отдать эти чары полноценному художественному воспитанию детей, но… не отдает. Потому что скована старой привычной программой, которую, видимо, недосуг обдумать и заменить. Нередко талантливые молодые художники-педагоги приходят в школу, но познакомившись с действующей программой на практике, как правило, покидают школу. Опять перед детьми стоит учитель-универсал, который и математику ведет, и физику, и, если понадобится, рисование, поскольку вести его некому. Преодолеть инерцию, поставить общую цель урока с головы на ноги — вот что сейчас требуется.

Когда в третьем классе ребята переходят к теме «Каждый народ художник», они уже эмоционально подготовлены к тому, чтобы сравнить своеобразие украшения, изображения и постройки в творчестве разных народов. Русское искусство, японский рисунок, африканские маски, одежда и постройка с национальным колоритом все это вполне доступно пониманию и очень интересно детям уже в начальной школе.

Искусство необъятно, и невозможно расчленить его по частям и «вложить» в ум или душу ребенка. Можно лишь приоткрыть ему дверь в мир искусства. В области духовной это и есть тот минимум, который требуется от школы: увлечь искусством, вызвать желание общаться с ним, научить, где и как искать для себя духовную пищу.